Я снова в дороге. Если когда-нибудь надумаю завести себе девиз, то возьму строчки из песни А. Барыкина: «Мне без дороги не дышать». Правда жизни. Я путешествую едва ли не с рождения и сейчас уже не мыслю без всего этого: проносящегося пейзажа за окном (правда, сейчас ночь и этого пейзажа не видно), шороха шин по асфальту и «Дорожного радио» с его музыкой.
Но я отвлеклась. Чем обычно занимаются в пути? Говорят или думают. С попутчиком мне не повезло, а мысли, если долго держать их в голове, просятся на бумагу.
Я много видела городов. Больших и маленьких, старинных и новых, красивых и полуразрушенных. В некоторых я оставляла кусочек души или сердца. В некоторые до сих пор возвращаюсь в воспоминаниях. Но все равно каждый раз я с радостью возвращаюсь домой.
Я не могу сказать, за что я именно я люблю свой город. За тенистые улочки, аллеи каштанов на площади у Драматического театра, разномастные фонтаны, различные скульптуры, у которых всегда множество фотографирующихся. Да много за что. Тем мне обиднее наблюдать сложившуюся картину.
Мой город - старинный. В этом сентябре ему будет 980 лет. Большая дата. Почти круглая. Губернатор запланировал множество мероприятий, в общем, будем отмечать с помпой, блеском и разномастными звездами эстрады.
Вот только не выглядит мой город на свои годы. Города ведь – не люди. Морщинки только украшают их. А морщинок моего города – не осталось. Снесены почти все старинные дома (те, которым больше сотни), на их местах построенные современные стеклянные коробки. Исторический центр города отдан под застройку офисному центру, который уродливым кольцом опояшет Знаменский собор – главную святыню и одну из достопримечательностей города. Из-за спуска плотин, ради очередного строительства, на сей раз котеджного поселка, пересохла великолепная река, в честь которой, по одной из легенд, и получил свое название город. Из всех парков – осталось только три и те в очень неухоженном состоянии. На одной из центральных улиц несколько полуразрушенных домов, которые начали, но так и не закончили разбирать. И видимо, уже не собираются. Зато разрушили летний театр, которому было больше 200 лет. Под предлогом «возможного скорого обрушения, вызванного износом конструкций». При этом, когда сносили – сломали 3 бульдозера. Невероятно захламлены и давно не реставрировались старые херсонское и Никитское кладбища, на одном из которых находится местная достопримечательность – могила купчихи второй гильдии Калашниковой, умершей (согласно надписи) 31 февраля. По городу огромное количество долгостроя, свалок и пустырей, поросших бурьяном, прикрытых разномастными заборами, чтобы в глаза не бросались. Куда ни глянь – одни заборы. В 80-е годы, когда несли олимпийский факел, наш город так и прозвали – «город заборов». Прошло больше 20 лет, а ничего не изменилось.
И на фоне всего этого мы будем праздновать юбилей. Простите за сравнение: дискотека на кладбище. И ничего не приводится в порядок, абсолютно ни-че-го.
Вы простите мне мое нытье, не люблю я обычно жаловаться. Но снова еду в город-сосед. И снова с восторгом буду смотреть на его чистенькие ухоженные улицы, отреставрированные старые здание, великолепную набережную, и снова будет до слез обидно, за свой родной город. Так хотелось бы, чтобы у главы города проснулась совесть, но видимо, это из разряда несбыточных надежд. А еще очень хотелось бы, чтобы сами люди научились ценить место, в котором живут. Но это видимо тоже из разряда несбыточного.